У каждого
народа - своя жизнь, свои обычаи, праздники, песни и сказки. Именно различия
между народами формируют национальную культуру. У каждого народа есть и свои
любимые блюда и унаследованные от предков застольные обычаи. Национальная кухня
зависит от традиционного уклада жизни и от того, какие продукты были наиболее
доступны людям в период ее формирования. Не является исключением и кухня
русская. Начать говорить о русской кухне можно с IX-X веков, когда славяне
научились выпекать хлеб из ржаной муки на квасных заквасках, что и положило
основу развитию русского кулинарного искусства. Следствием этого явились изделия
более сложные - кулебяки, курники, куличи, пироги, блины, оладьи, баранки да
сайки. Технологии все усложнялись и совершенствовались. Именно с этим временем
связано появление круп, а соответственно - и знаменитых русских каш,
подразделявшихся не только по виду используемого сырья, но и по консистенции -
жидкие, размазни, рассыпчатые.
Первые записи
русских рецептов оставили нам монахи-летописцы. Монахи жили своим собственным
трудом и питались от плодов этого труда. Они возделывали землю, ловили рыбу,
собирали травы, держали пасеки, сами готовили пищу и выпекали хлеб. Монастырские
записи позднее вошли не только в поваренные книги, но и в медицинские
справочники и травники. Роль монастырей в сохранении кухни древней Руси была
огромна. Но церковное влияние на русскую кухню не ограничилось монастырскими
стенами. В старые времена посты соблюдали все, от мала до велика. В пост пекли
пироги на растительном масле - конопляном, ореховом, маковом - с рыбой, а в дни,
когда и рыбы нельзя было есть - с грибами, капустой, маком, горохом, сладкие - с
изюмом, ягодами, яблоками. Помимо пирогов, на стол подавали, кислую капусту,
моченые я6локи, свеклу, заправленную уксусом и растительным маслом, грибы, каши.
Каши разрешалось есть в любые дни.
С XVI столетия
мы можем говорить о различении кухни монастырской, сельской и царской. В
монастырской играли главную роль овощи, травы, зелень и фрукты. Они составляли
основу питания монахов, особенно во время постов. Сельская кухня была менее
богата и разнообразна, но тоже по-своему изысканна: за праздничным обедом
полагалось подавать не менее 15 блюд. Обед вообще - главная трапеза на Руси. В
старые времена в более или менее богатых домах на длинный стол из крепких
дубовых досок, покрытый вышитой скатертью, по очереди подавали четыре блюда:
холодную закуску, суп, второе - в непостное время обычно мясное - и пироги или
пирожки, которые ели "на десерт".
Закуски были
самые разные, но главными среди них были всяческие салаты - смесь мелко резаных
овощей, обычно вареных, в которую можно было добавить все, что угодно - от
яблока до холодной телятины. От них произошел, в частности, известный каждому
русскому дому винегрет. К концу XVII века популярен стал студень (от слова
"студеный", то есть холодный: во-первых, студень и должен быть холодным, иначе
растечется по тарелке; во-вторых, ели его обычно зимой, от Рождества до
Крещения, то есть в самое холодное время года). Тогда же появились уха из разной
рыбы, солонина и колбасы. Изумлял иноземцев своим утонченным вкусом рассольник.
Щи - помните присловие: "Щи да каша - пища наша" - так вот, щи подавали с
грибами, с рыбой, с пирогами.
Из напитков
самыми популярными были ягодные и фруктовые соки с морсами, а также и настойки.
Медовуха - напиток на основе пчелиного меда - был покрепче, а потом появилась и
водка. Но главным русским напитком издревле оставался хлебный квас. С чем только
его не делали - от изюма до мяты!
Многие обычаи
старой русской кухни сохранились и поныне в кухне праздничной, особенно - в
связанной с праздниками религиозными. На Рождество делают сладкое сочиво, на
Масленицу пекут блины, на Пасху - куличи. Но не утеряны традиции предков и в
обычной жизни. Они перешли в современную русскую кухню, о которой разговор
отдельный.