Точных сведений о происхождении табла нет. Но по существующей традиции создание этого инструмента (как и многого другого, чьё происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хусро (XIII век). Само название «табла» — чужеземное, но это никак не относится к инструменту: известны индийские древние рельефы, изображающие такие пары барабанов, и даже в «Натьяшастре» — тексте почти двухтысячелетней давности — упоминается о речном песке определённого качества, входящем в состав пасты для покрытия мембраны.
Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.
Большой барабан называется байан, маленький — дайна.
Существует несколько гхаран (школ) табла, наиболее известны шесть из них: Аджрара гхарана, Бенаресская гхарана, Делийская гхарана, Фарукхабад гхарана, Лакхнау гхарана, Пенджабская гхарана.
Один из самых известных музыкантов, прославивших этот инструмент на весь мир, — легендарный индийский музыкант Закир Хуссейн.
|