Тимбукту
В эпоху позднего Средневековья не было в Черной
Африке другого города, столь часто заставлявшего европейских ученых приходить к
фантастическим заключениям, как легендарный Тимбукту
Его
описание впервые встречается в арабских хрониках. "Гаванью в пустыне" назвал Ибн
Хальдун это необычное поселение на перекрестке пяти караванных путей, по которым
переправлялись на южный край Сахары несметные сокровища. В каталонском атласе
времен Карла V город был обозначен как "Тенбух", а в 1426 году итальянский
географ Беккари сообщал о "Тумбетту", очевидное богатство которого угадывалось в
мечетях с высокими башнями, в украшенных золотом дворцах.
Шотландец Лейнг был первым европейцем, в начале XIX века добравшимся до этого
города в верхней излучине Нигера. Свой отчет он никому передать не сумел, потому
что на обратном пути был убит людьми из его же отряда.
Переодетый арабом французский путешественник Рене Кайе в 1828 году прибыл в
окутанный легендой город, где к своему удивлению вместо сверкающих золотом
дворцов обнаружил лишь грязные, полуразвалившиеся глинобитные домишки и жестокую
нужду.
Наиболее точное описание Тимбукту принадлежит перу немецкого
путешественника Генриха Барта: в середине прошлого столетия он прожил там целый
год. Описание Бартом людей, торговли и архитектурного стиля даже сегодня почти
не утратило достоверности.
Прошлое Тимбукту теряется во тьме истории. Основанный,
видимо, в XII веке поселок "Колодец стражницы Букту" ("Тим" на туарегском языке
означает "колодец") сначала был просто местом отдыха пастухов-туарегов,
перемещающихся между Нигером и пустыней.
Постепенный
расцвет Тимбукту начался после покорения верховьев Нигера народом малинке
(иногда его называют мандинго). Берберы-мусульмане из родственного маврам
племени мессуфа, черные рабы и арабские торговцы поселились в разделенных по
этническому принципу кварталах. Столица государства Мали быстро превратилась в
значительный торговый центр. Из родственного города Дженне купцы привозили
золотой песок, слоновую кость, кожу, орех колы и рабов на перевалочный пункт
Тимбукту, откуда и товары, и люди переправлялись через Судан в северном
направлении. Обратный поток обеспечивал Тимбукту солью, шелковыми тканями и
другими предметами восточной роскоши.
"Суданский гуманизм"
В 1325 году паломник Канхан Мусса на обратном пути из Мекки
надолго остановился в Тимбукту и украсил город великолепными дворцами и
мечетями. Тогда и была построена возле Мадуга, резиденции местного правителя,
мечеть Джингеребер - прямоугольная в плане, с плоской крышей и глинобитными
колоннами. Полностью выдержанный в "суданском стиле" приземистый конический
минарет сужается кверху и увенчан сглаженными ветром и непогодой глиняными
башенками. По углам здания были построены многочисленные глиняные башни в форме
сахарных голов. Во дворе - захоронения арабов из нынешнего Алжира.
Благодаря основанному позже университету (он, как утверждают,
насчитывал 20000 студентов и состоял из 180 медресе) Тимбукту превратился в
знаменитейший учебный центр мусульманской части Западной Африки. Ученые родом из
Феса и Каира стали основателями "суданского гуманизма", завоевав прочную славу
главным образом в области риторики, правоведения, толкования Корана и медицины.
Кроме того, они собрали обширную библиотеку.
Мечеть
солеторговцев
Приземистым минаретом пирамидальной формы выделяется вторая
мечеть, Санкоре, в северо-восточной части города. Ее архитектурное решение было
доверено андалузскому поэту Эс-Сахели. Эта мечеть, расположенная в бывшем
квартале крупных солеторговцев, как и Джингеребер, была полностью перестроена в
XVI веке. Она выделяется примечательным фасадом: декоративно вынесенные вперед,
выступающие угловые столбы из обожженной черепицы украшены выступающими
капителями. Входные двери в мечеть, северо-восточную часть которой все сильнее
засыпает песок, украшены древним мавританским орнаментом. В XV веке
транс-сахарсая торговля пережила невиданный подъем: у португальских и
итальянских купцов, которые получали благородный металл от своих магрибских
коллег, страсть к золоту стала попросту непомерной. С вторжением марроканцев
блистательный период истории Тимбукту завершился. После изгнания религиозной
элиты число жителей стремительно уменьшилось, и в 1780 году Тимбукту был
завоеван французами.
Старинные дома горожан
О былом великолепии Тимбукту можно и сегодня составить
впечатление по мало изменившимся жилым домам XV и XVI веков; узкие карнизы и
фризы из песчаника или обожженной черепицы разделяют фасады по горизонтали. У
более старых построек еще встречаются традиционные, искусно выпиленные
полуциркульные мавританские окна по марокканскому образцу. Витиеватые резные
узоры, частью окрашенные красным и зеленым, украшают деревянные дверные рамы
жилых домов, куда входишь через просторный вестибюль без окон. Над стенами,
выкрашенными белой или небесно-голубой краской, мастера возводили крыши из
коротких жердей: дерева в Сахаре, конечно, всегда не хватало. Глинобитные полы
посыпаны мелким чистым песком.