Примерно в конце 5 в. до Р. Х. Родилось сооружение, ставшее
подлинным чудом света. Мы написали «примерно в конце 5 в.». Более точная дата
нам не известна.
Но словно в награду за эту неточность античные авторы
сохранили для нас другую дату, связанную с храмом Артемиды, причём столь точную,
что она кажется нам невероятной. Дату уничтожения храма, «В ночь, когда родился
Александр Великий, храм был сожжён» – так единодушно пишут почти все историки. А
Александр Македонский родился 21 июля 356 года до Р. Х.
Имя
человека, совершившего это преступление, решением собрания, в котором участвовал
весь Эфесский народ, должно было навечно исчезнуть из памяти людской. Таково
название поджигателю, который совершил это деяние, чтобы сделать себя
бессмертным. В официальных записях поэтому о нём говорилось просто как об «одном
безумце». Но с помощью историка Феопомпа, не умевшего держать секреты, мы всё же
узнали имя безумца – и таким образом его мечта исполнилась.
И поныне имя поджигателя эфесского храма является
нарицательным для маньяков, одержимых болезненным честолюбием, которые для
собственной славы идут на любое преступление.
Когда Александр Македоннский попал в Эфес, он приказал
восстановить храм и повелел своему придворному архитектору Дейнократу
разработать план реконструкции.
Дейнократ ограничился тем, что скопировал первоначальный
проект, считая, что в нём нечего улучшать, и таким образом «воскресил»
величественное великолепие храма в его первозданной красоте. Единственным
новшеством был цоколь храма в виде мраморной террасы с десятью ступенями. Жители
Эфеса восстановили и повреждённые колонны, а одну из них украшал сам великий
Скопас!
Но поскольку нас, людей современных, занимает не только
эстетическая сторона этого творения, но и строительные расходы,связанные с ним,
то позволим себе небольшое отступление. Проблема строительных расходов не
оставила равнодушнами и жителей Эфеса. Напротив. «В славном городе Эфесе, –
пишет Витрувий, – ещё в давние времена был издан закон суровый, но справедливый.
Архитектор,который берётся за строительство общественного здания, обязан точно
подсчитать, сколько оно будет стоить».
Уточнение, что в городе с таким великолепнейшим сооружением,
каким был был храм Артемиды, экономия в строительных средствах имела важное
значение, для нас не только интересно, но и поучительно.
Свыше пяти веков стоял храм Артемиды во всей своей красе и
великолепии. Многочисленные жрецы и жрицы исполняли в нём богослужение,
процессии паломников со всего греческого мира воздавали здесь жертвы богине,
каждый римский наместник, начиная своё правление, должен был поклониться
Артемиде.
Потом пришли готы и разорили храм. Жители Эфеса якобы
восстановили его вновь. Но уже до этого толпы паломников устремились к другой
святыне: к часовне с гробницей ещё одной «непорочной девы», где впоследствии
появился новый, большего размера, храм, правда, не столь великолепный, как храм
Артемиды. Жрецы Артемиды разбрелись по свету, а их потомки отправляли службу в
Храме девы Марии, пока и его соды не рухнули…
И саван тысячелетнего забвения покрыл руины между Каистром и
Коресом.
История раскопок:
Когда в 1863 году сюда явился английский инженер Д. Т. Вуд,
то он нашёл лишь смердящие болота, за которыми тянулись непроходимые чащобы
кустарника. Он поджёг их и среди трескучего дыма и огня залез на полуразрушенную
башню укреплений Лисимаха, чтобы оглядеться вокруг. Вуд увидел на западе синюю
полоску моря и болотистые берега, среди которых виднелись руины великого города.
Вуд сориентировался в этом лабиринте развалин – во всяком
случае, так он думал. Из античных источников Вуд узнал, что храм Артемиды стоял
«в тоще возле Пиона, в тени высокой горы». Но на какой стороне? После
многочисленных раскопок, во время которых он ничего не нашёл, на южном склоне
горы он наткнулся на фундамент большого сооружения. Раскопкв его, он установил,
что этот полукруг – остатки акустической стены эфесского одеона. Вскоре он нашёл
и остатки мощёной дороги, соединяющей Эфес с Магнесией; он продолжал раскопки в
северо-западном направлении (он уже копал здесь раньше, но остановился, чтобы не
разрушить гнездо черепахи, не подозревая, что находиться всего в полуметре от
цели) и, добравшись до перекрёстка, открыл фундамент какого-то большого здания.
Шли месяцы, сменялись времена года, аисты уже третий раз вернулись из северных
краёв, и, наконец, Вуд раскопал руины театра. На одном из камней он нашёл
надпись – он не поверил глазам –«К храму!» и сразу стал копать в направлении,
указанном дорожным знаком двухтысячелетней давности.
Но прошло ещё два года, прежде чем сняли шестимерный слой
заболоченной почвы и появился фундамент храма. Прямоугольник размером 110*55
метров, а в земле остатки мраморных колонн… После пятнадцати веков солнце вновь
осветило место, где стоял храм Артемиды.
Вуд раскопал Эфес с основатьльностью, ставшей законом для
археологов. Ншёл он «гробницу Андрокла», открыл остатки крупостных стен времён
императоров Октавиана Августа и Адриана, засыпанную часть укреплений Лисимаха,
руины гимнасия, стадиона, нескольких общественных зданий, античных и
христианских храмов. Раскопал великое множество мелких обломков и больших
капителей, разбитые статуэтки языческих богов и христианских святых, мнеты,
потерянные античными странниками…
Во время первой мировой войны, которая в Малой Азии
окончилась только в 1923 году, большие археологические раскопки в Эфесе были
приостановлены. И когда их вновь возобновили, не было открыто ни одного нового
фундамента. Всё, что нужно было в нём открыть, было открыто, и не было причин
сюда возвращаться вновь.
Статуя Зевса Олимпийского.
Главной святыней Олимпии был великолепный храм Зевса со
статуей верчовного бога, созданной гениальным скульптором Греции Фидием, сыном
Хармида. Не только созданием статуи Зевса Олимпийского прославил своё имя Фидий.
Он принимал участие в украшении родного города Афин. Он изваял знаменитую статую
Афины Девы и многое другое.
Политические враги Перикла, желая подорвать авторитет
правителя Афин, привлекли Фидия к суду. Скульптора, близкого друга Перикла,
обвиняли в том, что из мастерской на Акрополе похищались слоновая кость и
золото, переданные ему для изготавления статуи Афины Девы. Начался судебный
процесс против Фидия. Жители же ждали, чтобы Фидий мог преступить к созданию
статуи Зевса Олимпийского. Они вмешались в процесс и предложили афинянам
отпустить Фидия на время работы под крупный денежный залог. Предложение было
принято, и Фидию разрешили уехать в Олимпию. Фидий создаёт свой второй шедевр –
статую зевса Олимпийского.
Статуя Зевса погибла полностью во время пожара во дворце
Византийского императора Феодосия 2-го, по повелинию которого её перевезли из
Олимпии в Константинополь.
На центральной площади Альтиса вздымался на высоком подножии
великолепный многоколонный храм, сделанный из белого мрамора. Длина его
составляла более 64 метров, ширина около 28 метров. Тридцать четыре колонны
строгого дорического стиля окружали здание храма. Храм Зевса был построен вскоре
после победы объединённого войска греков над персами, когда отпала опасность,
грозившая свободе городов. В лице диких кентавров скульптор изобразил грубую
силу персов. На наружных стенах храма, между колоннами наверху находились
мраморные плиты с барельефами, изображавшими 12 подвигов Геракла. В глубине
храма высилась огромная статуя Зевса. Царь богов сидел на троне. Верхняя часть
тела бога была обнажена, нижняя закутана в богатый плащ. В одной руке Зевс
держал статую богини Ники, в другой – жезл, увенчаный изображением птицы бога –
орла. Голову божества украшал венец из масличных ветвей. Концы повязки падали
ему на плечи.
Эту колоссальную статую (сидящий Зевс почти касался головой
потолка храма, высота его достигала 17 метрам) Фидий извоял в т. н.
Хрисоэлефантинной технике.
Из сверкающего золота выполнил скульптор одеждуЮ венец и
повязку на голове Зевса и победный венок Ники. Туловище и голова Зевса, вся
фигура Ники были выполнены из слоновой кости. Изображение Зевса поражало не
только своей мощью. От него исходило необычайное обаяние, ощущение мира,
мудрости и доброты. Статуя Зевса Олимпийского производила неизгладимое
впечатление на всех, видевших её. У ног Зевса была сделана надпись:«Афинянин
Фидий, сын Хармида, создал меня».
Статуя Зевса сама по себе представляла огромную ценность,
которую трудно себе представить. Кроме того, в храм Зевса стекались огромные
пожертвования от различных городов Греции и отдельных лиц. Так один из
полководцев принёс в дар Зевсу сто один золотой щит, сделанный мз военной
добычи. Эти щеты были помещены на карнизе храма.
Храмы Олимпии разрушали землетрясения, довольно частые в
Греции. Обломки мощных колонн храма Зевса археологи находили разбросанными на
довольно большом расстоянии от основания самого храма.
Галикарнасский мавзолей.
Галикарнас – столица небольшого Карийского царства – по праву
слыл одним из богатейших и красивейших греческих городов на побережье Малой
Азии. Великолепные беломраморные храмы, театр, царский дворец, сады, портики с
целым лесом колонн украшали улицы и площади городов.
Больше всего путешественников в Галикарнас привлекла
славившаяся на весьдревний мир своим великолепием гробница царя Мавсола,
умершего около 353 г. до Р. Х. Все видевшие это нагробное сооружение
превозносили его как одно из семи чудес света.