Последнее из классических чудес, так или иначе связанных с
именем Александра Македонского,- Александрийский маяк.
Александрия,
основанная в 332 году до нашей эры, раскинулась в дельте Нила, на месте
Египетского городка Ракотиса. Это был один из первых городов эпохи эллинизма,
сооруженных по единому плану. В Александрии стоял саркофаг Александра Великого,
здесь же находился мусейон - обиталище муз, центр искусств и науки. Так вот и
прокладывается этимологическая ниточка от муз к современному слову "музей".
Мусейон - сразу и академия наук, и общежитие для ученых, и технический центр, и
школа, и величайшая в мире библиотека, в которой было до полумиллиона свитков.
Страстный книжник и тщеславный человек, царь Птоломей II страдал оттого, что в
библиотеке не было некоторых уникальных рукописей греческих драматургов. Он
направил посольство в Афины, чтобы афиняне одолжили свитки на время,
скопировать. Спесивые Афины потребовали баснословный залог - 15 талантов, почти
полтонны серебра. Птоломей принял вызов. Серебро было доставлено в Афины, и
пришлось скрепя сердце выполнять договор. Но Птоломей не простил такого
недоверия его библиофильским наклонностям и его честному слову. Он оставил залог
афинянам, а рукописи - себе.
Гавань Александрии, пожалуй самая деловитая и оживленная во
всем мире, была неудобной. Нил несет массу ила, на мелководье среди камней и
мелей требуются умелые лоцманы. Чтобы обезопасить мореплавание, решено было
построить маяк на острове Фарос, на подходе к Александрии. В 285 году до нашей
эры остров соединили с материком дамбой, и архитектор Сострат Книдский приступил
к работам. Строительство заняло всего пять лет: Александрия была передовым
техническим центром и самым богатым города тогдашнего мира, к услугам строителей
были громадный флот, каменоломни и достижения мусейонских академиков. Маяк
получился в виде трехэтажной башни высотой 120 метров (первый и самый опасный
"соперник" египетским пирамидам). В основании он был квадратом со стороной
тридцать метров, первый шестидесятиметровый этаж башни был сложен из каменных
плит и поддерживал сорокаметровую восьмигранную башню, облицованную белым
мрамором. На третьем этаже, в круглой, обнесенной колоннами башне, вечно горел
громадный костер, отражавшийся сложной системой зеркал. Дрова для костра
доставлялись наверх по спиральной лестнице, такой пологой и широкой, что по ней
на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.
Маяк был и крепостью - форпостом Александрии и наблюдательным
постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как
тот приближался к городу.
На башне находилось множество остроумных технических
приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы.
Маяк был настолько великолепен, что Сострат Книдский,
страшась забвения, пошел на рискованное нарушение указов Птоломеев. В основании
маяка он высек надпись: "Сострат, сын Декстифона из Книда, посвятил
богам-спасителям ради мореплавателей". Надпись он прикрыл слоем штукатурки, на
которой было вырезано имя Птоломея Сотера. Сострат не надеялся дожить до того
времени, когда осыплется штукатурка, да и не в его интересах было узнать реакцию
правителя на этот поступок. Но в будущем...
Надпись Сострата видели римские путешественники. В то время
маяк еще функционировал. С падением римской империи он перестал светить,
обвалилась обветшавшая за столетия верхняя башня, но долго еще стояли стены
нижнего этажа, которые разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего
маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.
Реконструкции Александрийского маяка немного похожи на
нью-йоркский небоскреб Эмапайр Стейтс Билдинг.