Разумный подход в решении любой проблемы – направить усилия на
подавление самого источника проблемы. Если говорить об уменьшении
вредных выбросов от бензиновых двигателей, то тут можно разрабатывать
новые выхлопные системы с катализаторами, увеличивать эффективность
сгорания топлива – в общем, заняться полезной инженерией. Однако такой
подход – это, скорее, задел на будущее, а с уровнем загрязнения нужно
что-то делать уже сейчас. Именно так размышляла команда ученых из Технологического института Эйндховена (Eindhoven University of Technology), работая над первым в своем роде «экологичным дорожным покрытием».
Они разработали бетон, покрытый слоем двуокиси титана, который вступает в
реакцию с окисями азота. Последние является результатом
высокотемпературного горения топлива, в данном случае – в бензиновых
двигателях автомобилей. Окиси азота вызывают некоторые проблемы со
здоровьем, например, затрудненное дыхание, а также связаны с
образованием смога и нарушением озонового слоя.
Фотокаталитический материал в новом бетоне использует солнечный свет для
преобразования окисей азота в безвредные нитраты, легко смывающиеся
водой с дорожного полотна. Двуокись титана, которую обычно можно
встретить в составе красок, является самоочищающимся химикатом,
разлагающим грязь и водоросли, с помощью чего поверхность дороги всегда
будет чистой, одновременно с этим будет очищаться и воздух.
После успешных лабораторных тестов создатели перешли к действиям, покрыв
фотокаталитическим материалом участок дороги в голландском городе Хенгело
(Hengelo). Одновременно с этим аналогичную по площади поверхность
покрыли обычным бетоном, после чего взяли образцы воздуха с обоих
участков – результат доказал эффективность новой технологии.
Что интересно, двуокись титана можно добавлять не только в бетон, но и в
асфальт – на случай, если первый не удовлетворяет задачам дорожного
проекта. Стоимость «очищающего бетона», разумеется, выше традиционного,
однако уже есть компании, выпускающие новинку – например, Struyk Verwo Infra.
Аналогичные исследования ведутся китайскими учеными, только последние
применяют нанополимерные структуры. Какой из подходов окажется
эффективней по части очистки воздуха и, что немаловажно, стоимости
производства, мы узнаем в ближайшем будущем.