Конкурс экомобилей Auto X Prize, объявленный три года назад некоммерческой американской организацией X Prize Foundation, вступил в завершающую стадию.
Организация X Prize известна тем, что проводит соревнования в самых разных сферах человеческой деятельности ради стимулирования технического прогресса. Например, в учрежденном ею в 2004 году конкурсе Ansari X Prize компания Mojave Aerospace Ventures выиграла 10 млн долларов за создание многоразового космического корабля, пригодного для коммерческого использования.
Главной целью конкурса экомобилей было достижение расхода топлива в 2,35 л/100 км в бензиновом эквиваленте, что вчетверо меньше нынешнего американского стандарта «средних» выбросов CAFE для легковых автомобилей.
Вычисление «бензинового» расхода топлива организаторы конкурса Auto X Prize ведут на основе эквивалента энергии, которая выделяется при сгорании 1 галлона (3,785 литра) бензина. Например, сгорание 1 галлона этанола E-85 равноценно сгоранию 0,71 галлона бензина, а 1 кВтч электроэнергии ― сгоранию 0,03 галлона бензина
Финалист класса Mainstream ― экомобиль Edison2
И вот ― в октябре прошлого года 43 команды из Канады, Германии, Швейцарии, Финляндии, Великобритании, Таиланда и США вступили в состязание в классах Mainstream (четырехместные четырехколесные автомобили с аудиосистемой и кондиционером) и Alternative (двухместные автомобили с полноценным остеклением и освещением). При этом последний класс подразделялся на экомобили с последовательным (Tandem) и параллельным (Side-by-Side) расположением седоков.
В отличие от конкурса Shell Eco Marathon, где машины строятся исключительно ради экономии топлива и без прицела на серийное производство, тут от автомобилей-участников требовалось соответствие действующим американским нормам безопасности и вредных выбросов, а от команд, их создавших ― готовность выпустить 10 тысяч таких машин в 2014 году, которая оценивалась по бизнес-планам.
В июне нынешнего года был проведен полуфинал, в котором помимо разгонной динамики (машины класса Mainstream должны разгоняться до 60 миль/час не более чем за 15 с, а классов Alternative ― не более чем за 18 с) оценивались тормозной путь (не более 51 м), эластичность, управляемость ― и даже проводился «лосиный тест», на котором «срезались» многие конкурсанты.
В итоге в финал попали всего девять машин семи команд (некоторые коллективы выставляли запасных «клонов») ― все они тратили в смешанном цикле не более 2,35 л/100 км «бензоэквивалента» и смогли проехать 320 км (класс Mainstream) и 160 км (класс Alternative) без подзарядки-дозаправки.
В классе Mainstream «выжила» только одна команда с двумя одинаковыми экомобилями Edison2 (США). В основе «Эдисонов», весящих всего по 362 кг ― стальная пространственная рама и работающий на биоэтаноле 250-кубовый мотоциклетный двигатель Yamaha. Зачетный расход топлива ― 2,1 л/100 км в бензиновом эквиваленте.
А в классе Alternative всех затмил электромобиль E-RA финской команды RaceAbout Association, построенный несколькими финскими университетами, включая головной университет прикладных наук Helsinki Metropolia.
Спортэлектрокар E-RA приводится в движение четырьмя мотор-колесами суммарной мощностью 271 л.с. и номинальным крутящим моментом 1000 Нм. Несмотря на карбоновый монокок, автомобиль, оснащенный системой стабилизации, весит целых 1700 кг, однако способен разогнаться до 200 км/ч, причем до первой сотни ― менее, чем за 6 с. И это ― при «эквивалентном» расходе топлива в 2,35 л бензина на 100 км!
Спортэлектрокар E-RA использует литий-титанатные батареи (32 кВтч), которые способны работать при температурах до -30°С, а по скорости зарядки в несколько раз превосходят литий-ионные аналоги
Еще один финалист, команда Aptera, уже несколько лет пытается запустить в серийное производство экомобиль 2e, в разработке которого принимали участие инженер Нейл Ханеман (в свое время он работал над автомобилями Dodge Viper и Ford GT) и дизайнер Джейсон Хилл (Porsche Carrera GT, Smart Fortwo). Их трехколесный переднеприводный электромобиль расходует на 100 км всего 1,4 л «бензина», но потенциальным инвесторам этого, похоже, мало.
Трехколеска Aptera 2e ― со 110-сильным электромотором
Любопытно, что ни один из участников, сделавших ставку на доработку серийных автомобилей, среди которых была и Toyota Prius, успеха не добился ― и выбыл из борьбы. Из автопроизводителей в конкурсе участвовала только индийская компания Tata, однако электромобиль, созданный на базе модели Indica Vista, до финала не добрался.
Швейцарская компания X-Tracer выпустила уже более 130 закрытых мотоциклов с двигателями BMW для Европы. В классе Alternative Tandem в финал прошли два мотоцикла E-Tracer с электромоторами мощностью 122 и 176 л.с.
В августе финалисты будут мериться силами на динамометрическом стенде, а победители, которые поделят очередные $10 млн призовых, будут объявлены в сентябре.
Финалист класса Alternative Side-by-Side, немецкий электрокар TW4XP, выполняет маневр "лосиный тест"
Прошедшая в финал американская электротрехколеска ZAP на контрольном торможении
Финалист класса Alternative Side-by-Side ― электромобиль Wave II американской команды Li-ion Motors