Когда в конце девятнадцатого века самобеглые коляски с двигателем внутреннего сгорания стали опережать электромобили, апологеты последних решили поправить дела за счет рекордных заездов.
В 1899 году бельгиец Камилл Жанатци на электромобиле La Jamais Contente (от французского «вечно недовольный») после нескольких попыток прошел мерный километр со средней скоростью 105,876 км/ч, первым в мире преодолев стокилометровый рубеж.
Оригинальный La Jamais Contente, построенный в 1899 году. На шасси с зависимой рессорной подвеской установили пулевидный кузов, обшитый листами из «партиниума» ― сплава алюминия, магния и вольфрама. Аппарат приводился в движение двумя электродвигателями, суммарной мощностью 25 кВт. Аккумуляторная батарея, напряжением 200 В, помещалась внутри кузова. Машина сохранилась до наших дней и экспонируется в автомобильном музее французского города Компьен
Нынешние электропроизводители тоже нуждаются в рекламе.
К примеру, компания Venturi, основанная в 1985 году как производитель суперкаров, лет десять назад взялась за электромобили. Но выпустив лишь три серийных образца ― городскую «электроколяску» Eclectic, аккумуляторный вариант спайдера Fetish и электро-фургончик Citroen Berlingo ― особого успеха не снискала.
И тогда в конце 2004 года французы заключили соглашение с центром автомобильных исследований (Center for Automotive Research – CAR) университета Огайо (США) о совместной разработке аппарата для покорения абсолютного рекорда скорости среди электромобилей.
К 2007 году компаньоны соорудили машину Venturi Buckeye Bullet 2. Длинный и узкий кузов из углепластика с сотовым наполнителем из полимеров и алюминия установили на раме, выполненной из стальных штамповок. Подвеска всех колес ― независимая, пружинная. Кабина пилота, размещенная сразу за передней осью, представляла собой особо прочную капсулу с зонами программируемой деформации. А за ней поместили батарею топливных элементов Ballard, которые через преобразователь питали трехфазный асинхронный электромотор мощностью более 510 кВт.
Двигатель вращал задние колеса через ― внимание! ― шестиступенчатую механическую коробку, сблокированную с главной передачей. Такое количество ступеней требовалось не для разгона, как у собратьев с ДВС, а для испытаний машины в разных диапазонах скоростей ― на первой передаче она запросто достигала 250 км/ч!
Плавные обводы кузова «Пули из Огайо» (так в вольном переводе звучит словосочетание Buckeye Bullet) не нарушались ни единым отверстием ― тепло из систем охлаждения тягового электродвигателя и электрохимического генератора отбирал бак, заполненный льдом и водой. На испытания и доводку машины ушло без малого два года.
Рекордный электромобиль Venturi Buckeye Bullet 2.5 на соляном озере
Новый рекорд для «водородных» машин удалось установить только 25 сентября 2009 года: на Большом Соляном озере, что в штате Юта, Buckeye Bullet 2 прошел милю с хода со средней скоростью 487,329 км/ч!
На достигнутом франко-американский союз не остановился ― и в начале 2010 года на рекордный аппарат был установлен более мощный двигатель (590 кВт) с батареей литий-ионных аккумуляторов компании A123. Одновременно машину переименовали, причем каждая сторона сделала это по-своему: американцы нарекли ее банальным Buckeye Bullet 2.5, а французы, спустя 111 лет, возродили историческое имя ― Venturi Jamais Contente!
За счет меньшей массы и более мощного двигателя «Недовольный» обещал стать быстрее «Пули». И после нескольких попыток (мешала то погода, то отказы техники) это случилось ― 23 августа пилот Роджер Шроер показал среднюю скорость в 495,089 км/ч! Причем в одном из заездов он выжал все 515 км/ч!
Таким образом, прежний мировой электрорекорд, зарегистрированный FIA (в 1999 году аккумуляторный болид под названием White Lightning, «Белая Молния», прошел зачетную дистанцию со средней скоростью 394,205 км/ч), оказался превышен сразу на 100 км/ч!
На торжественной пресс-конференции авторы объявили, что накопленный опыт позволит к следующему году построить новый рекордный электромобиль Venturi Buckeye Bullet 3. А там дело, глядишь, и вновь дойдет до «гражданских» машин.